В основе рационального построения многолетней подготовки несомненно должно лежать стремление к обеспечению условий, в которых спортсмен способен проявить максимально возможный результат, вытекающий из его природных задатков и закономерно развитого на их основе широкого круга способностей. Реализация этого стремления может быть обеспечена исключительно планомерной и длительной подготовкой (от 7—8 до 10—12 лет в зависимости от специфики вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена), ориентированной на оптимальную возрастную зону и включающей четыре примерно равных по продолжительности этапа: начальной подготовки, предварительной базовой подготовки, специализированной базовой подготовки, подготовки к высшим достижениям.
Специалисты, разрабатывающие проблематику многолетней подготовки, едины во мнении относительно недопустимости ее подчинения на ранних этапах многолетнего совершенствования достижениям в соревнованиях детей, подростков, юношей и девушек. Эксплуатация талантливых юных атлетов, проявляющаяся в их ориентации на спортивный результат и победу в соревнованиях, а не на оптимальным образом построенный процесс многолетнего совершенствования, приводит к подготовке юных чемпионов, которые в дальнейшем перестают прогрессировать и уступают сверстникам, не ощутивших на себе этого процесса.
Опасность форсированной подготовки, ориентированной на успешное выступление в соревнованиях детей, подростков и юношей, имеет давнюю историю. Еще в 1948 г. видный английский специалист Ф. Вебстер утверждал, что множество потенциальных чемпионов были утрачены в результате «энтузиазма родителей, невежества тренеров и рвения молодых атлетов». В советском спорте эта тенденция проявилась в полной мере в связи с реализацией системы детско-юношеских соревнований (чемпионаты страны по возрастным группам, спартакиады школьников, молодежные игры и др.), ориентированной на результаты общекомандной борьбы, выполнение нормативов кандидата в мастера спорта, мастера спорта. Эта тенденция характерна и для современного спорта КНР, России, Украины и многих других стран, в том числе и в связи с подготовкой и участием в учрежденных МОК юношеских Олимпийских играх, основная идея которых сразу же была существенно искажена в сторону приоритета спортивной направленности, итогов общекомандной борьбы.
Стремление многих тренеров и организаторов спорта любыми путями добиться высоких результатов у юных спортсменов в угоду решению частных задач (выполнение классификационных нормативов, успехи в детских и юношеских соревнованиях и т. п.) приводит к тому, что спортсмены, начиная с 11—13 лет, постоянно, нередко по несколько раз в год, выступают в соревнованиях, к которым должна быть организована специальная подготовка. Такая ориентация ошибочна, так как приводит к эксплуатации наиболее мощных средств воздействия на организм спортсмена. Задолго до достижения оптимальной возрастной зоны для демонстрации наивысших результатов юные спортсмены начинают копировать методику тренировки сильнейших спортсменов мира с характерным для нее арсеналом средств и методов. Итогом форсированной подготовки является бурный рост достижений в подростковом и юношеском возрасте: спортсмены в короткое время выполняют нормативы мастера спорта, добиваются определенных успехов на крупных соревнованиях внутри страны, иногда успешно выступают на международных юношеских соревнованиях. Вместе с тем их результаты по вполне естественным причинам, связанным с морфологическими и функциональными особенностями юного организма, далеки от мировых достижений, и они не в состоянии успешно конкурировать со взрослыми атлетами, сформировавшимися в морфологическом, функциональном и психическом отношениях.
Применение в тренировке юных спортсменов очень напряженных, мощных тренирующих стимулов приводит к быстрой адаптации к этим средствам и к исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следующем тренировочном цикле или тренировочном году спортсмен слабо реагирует на такие же воздействия. Но, главное, он перестает реагировать и на более легкие нагрузки, которые могли быть весьма эффективными, если бы тренер не применял ранее самые мощные тренировочные средства и методы.
Специальная тренировка с использованием значительных по объему и интенсивности физических нагрузок без учета индивидуальных вариантов роста и развития юных спортсменов часто приводит к предпатологическим, а нередко и патологическим нарушениям (переутомление, перенапряжение, перетренировка). Поэтому при оценке состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей, выборе средств и методов подготовки, определении объема и интенсивности работы необходимо учитывать биологический возраст. Внимание следует обращать и на необходимость построения процесса подготовки с учетом сенситивных периодов в развитии двигательных качеств, опорно-двигательного аппарата, возможностей важнейших физиологических систем.
К сожалению, необходимость соблюдения важнейших закономерностей, которые должны быть положены в основу рацио- нально построенной многолетней подготовки, часто входит в противоречие с системой ориентации детей, подростков и юношей на соревнования возрастных групп, которые
получили исключительно высокое распространение и популярность в разных странах и практически во всех олимпийских видах спорта.
При самом положительном влиянии на массовость и популярность спорта в системе соревнований возрастных групп часто присутствует очень серьезный недостаток. Стремление к победам, рекордам стимулировало спортивных руководителей, тренеров, детей и их родителей к ранней узкой специализации и форсированной подготовке детей и подростков к соревнованиям в со- ответствующих возрастных группах. В итоге это приводит к тому, что подавляющее большинство спортсменов, добившихся высоких результатов в возрастных группах, утрачивают перспективы для дальнейшего спортивного совершенствования и покидают спорт, не выдерживая конкуренции с планомерно готовившимися атлетами. В настоящее время можно говорить о том, что этот недостаток приобрел все черты, характерные для устойчивой закономерности, проявляющейся в наибольшей мере в тех видах спорта, тренировочный процесс в которых связан с исключительно высокими нагрузками на опорно-двигательный аппарат и (или) сердечно-сосудистую систему, — в легкой атлетике, спортивной гимнастике, плавании, велосипедном спорте, различных видах гребли, лыжном и конькобежном спорте.
Проиллюстрируем это на материале спортивного плавания одной страны — США, в которой этот вид очень популярен. В стране программа подготовки пловцов, основанная на широкой соревновательной практике и регистрации рекордов в различных возрастных группах, начала реализовываться еще в середине прошлого века. Она стала мощным стимулом для развития этого вида спорта, привлечения к занятиям и соревнованиям огромного количества детей, подростков, юношей и девушек. Уже в 1970—1980-х годах соревнованиями возрастных групп было охвачено около 500 тыс. детей, стремящихся к достижению результатов в условиях постоянного соперничества в возрастных группах: 10 лет и младше, 11—12, 13—14, 15—16 и 17—18 лет. Именно конкуренция в соревнованиях возрастных групп, регистрация рекордов и публикация списков сильнейших пловцов в каждой из групп, учет достижений при сертификации тренеров привели к исключительной популярности и массовости этого вида спорта в стране.
Однако со временем в этой системе четко проявился один принципиальный недостаток: дети, которые рано приступили к занятиям плаванием и, начиная с детского и подросткового возраста, стали принимать активное участие в соревнованиях с целью одержать победу и установить рекорд, практически теряли возможность к достижению высоких результатов в соревнованиях взрослых спортсменов.
Как свидетельствуют приведенные данные, из успешно выступающих детей в возрасте 10 лет и младше в числе сильнейших в следующей возрастной группе оказываются всего 20 %. Примерно такой же отсев (75 %) происходит при переходе в следующую возрастную группу - 13-14 лет. В конечном результате из числа детей, вовлеченных в специализированную подготовку и успешную соревновательную деятельность и оказавшихся в списке 100 сильнейших в возрасте 10 лет и младше, в списке 100 сильнейших взрослых пловцов США оставались двое. Планомерная многолетняя подготовка, не допускающая ее форсирования и ранней специализации, резко повышает вероятность достижения юными пловцами высоко- го уровня спортивного мастерства. Косвенно об этом свидетельствуют данные того же американского опыта: из числа сильнейших в возрастной группе 15—16 лет сохраняют свои позиции в 17—18 лет уже почти половина пловцов.
Зависимость необходимости планомерной многолетней подготовки, исключающей ее форсирование в детско-юношеском возрасте, убедительно можно продемонстрировать сопоставлением рекордов США в разных возрастных группах с динамикой спортивных результатов пловцов, добившихся выдающихся результатов на международной спортивной арене. При их анализе наблюдается удивительная картина. Авторы множества мировых рекордов, многократные победители чемпионатов мира и Игр Олимпиад Владимир Сальников, Александр Попов, Кирен Перкинс, Питер Ван ден Хугенбанд, Грант Хаккет, Барбара Краузе, Кейт Зиглер, Ребекка Адлингтон в возрасте 11—15 лет были очень далеки от результатов, соответствующих рекордам США в определенных возрастных группах. Трудно представить более убедительную демонстрацию пагубных последствий стремления добиться высоких спортивных достижений в детско-юношеском спорте за счет нарушения объективных закономерностей многолетнего становления высшего спортивного мастерства. Конечно, в рамках
любой закономерности, казалось бы, можно найти и определенные противоречия. Выдающийся австралийский пловец Иен Торп, например, в возрасте 13—15 лет показывал результаты, соответствующие уровню рекордов США для определенных возрастных групп. Однако противоречия здесь нет. Высокие результаты в этом возрасте он демонстрировал исключительно за счет яркого таланта, а не вследствие форсированной подготовки. В 13—14-летнем возрасте пловец тренировался в исключительно щадящем режиме, в основном один раз в день, осваивая объем работы почти в два раза меньший, чем его сверстники, добившиеся успехов в детско-юношеских соревнованиях. Подтверждает это и последующая динамика его результатов. Как только Торп в возрасте 16—17 лет резко интенсифицировал тренировочный процесс, его показатели сразу превысили рекорды США, установленные пловцами 16—18 лет.
Американская ассоциация тренеров по плаванию хорошо осознает наличие этой проблемы и многое делает для стимуляции и реализации планомерной научно обоснованной системы подготовки пловцов. В 2007 г. было принято решение не составлять национальные рейтинги спортсменов младше 11 лет, стимулируя таким образом тренеров на разностороннюю комплексную подготовку детей в возрасте 7—10 лет. Много в этом отношении делают и ведущие специалисты, которые в книгах, статьях, выступлениях постоянно акцентируют внимание на необходимости разносторонней базовой подготовки детей вплоть до 11—12 лет на материале всех способов плавания.
В других странах также принимают меры для стимуляции рационального процесса многолетней подготовки, особенно в отношении пловцов-спринтеров, для которых ранняя специализация особенно опасна. Например, Федерация плавания Англии отменила соревнования в плавании на 50-метровые дистанции девочек в возрастной группе 11— 13 лет, а мальчиков 11—14 лет. Ограничен их допуск и к соревнованиям на 100-метровых дистанциях. Сделано это путем введения квалификационного норматива на 200-метровой дистанции в комплексном плавании, без выполнения которого спортсмены не допускаются к соревнованиям на дистанции 100 м]. Таким образом, тренеры и спорт- смены стоят перед необходимостью создания функциональной базы для последующей эффективной подготовки, а также разностороннего технического совершенствования во всех способах плавания.
Другим путем обеспечивается профилактика форсирования подготовки юных спортсменов в Норвегии. Здесь нормативная база, относящаяся к построению много- летней подготовки, противодействует узкой специализации в конкретном виде спорта до 12—13-летнего возраста, а в сборные команды страны рекомендуются спортсмены, которым исполнилось 22—23 года. Таким образом искусственно создается среда для многолетней планомерной подготовки юных спортсменов, ограничивающая возможность ее форсирования. Дети в возрасте от 7—8 до 12—13 лет готовятся в клубах по месту жительства, которых в Норвегии множество, а работают они главным образом на общественной основе при активном участии родителей и местных властей. В системе детского массового спорта отсутствуют узкая специализация и стремление к достижению высоких спортивных результатов. Напряжённая подготовка к высшим достижениям начинается не ранее 17—19 лет, а период специальной подготовки и наивысших тренировочных нагрузок наступает не ранее 21—22 лет. В результате подавляющее большинство норвежских спортсменов, специализирующихся, например, в биатлоне и лыжных гонках, достигают выдающихся результатов в возрасте 25—30 лет, а многие из них успешно выступают многие годы, нередко до 35—40 лет.
Недопустимость нарушения процесса закономерного становления высшего спортивного мастерства путем форсированной подготовки юных спортсменов, направленной на достижение успехов в различных соревнованиях возрастных групп, является очевидной.
В этом отношении определенной проблемой стали Юношеские Олимпийские игры, инициированные Международным олимпийским комитетом (МОК). Основная идея Игр — воплощение в жизнь молодежи олимпийских ценностей, популяризация спорта, международное сотрудничество, расширение связей спорта с культурой, искусством. По замыслу МОК спортивная составляющая этих состязаний, в отличие от Игр Олимпиад и зимних Олимпийских игр, не должна являться основной, а служить лишь ареной для решения других задач, связанных с популяризацией олимпийского спорта, развитием международного сотрудничества. Однако практика проведения уже первых Игр, проходивших в Сингапуре с 14 по 26 августа 2010 г., показала, что во многих странах они были восприняты не как праздник для молодёжи, а как чисто спортивное событие с неофициальным командным зачетом. К участию в них была организована напряженная целенаправленная подготовка. Способствовали такому подходу и Оргкомитет, регулярно публиковавший итоги общекомандной борьбы, и многочисленные представители средств массовой информации. По другому и быть не могло, так как эти Игры в спортивном отношении были построены по тому же принципу, по которому проводятся Игры Олимпиад: спортсмены в возрасте 14—18 лет соревновались в 201 виде соревнований в 26 олимпийских видах спорта. Дело дошло до того, что даже девушки соревновались в тяжелой атлетике, вольной борьбе, футболе.
Не было бы никакой проблемы, если бы возраст участников Игр совпадал хотя бы с нижней частью оптимальной возрастной зоны для демонстрации наивысших результатов. В этом случае целенаправленная подготовка естественно вписывалась бы в систему многолетнего совершенствования спортсменов, ориентированную на достижение наивысших результатов. Однако такого совпадения не было, и целенаправленная подготовка к Играм могла серьезно нарушить процесс рациональной многолетней подготовки.
К сожалению, во многих странах, в том числе в России, Юношеские Олимпийские игры были восприняты как событие чисто спортивного характера. К нему в большинстве видов спорта была организована напряженная централизованная подготовка по стандартам, принятым для взрослых спортсменов, готовящихся к Играм Олимпиад или зимним Олимпийским играм. Да и чествовали победителей и призеров этих соревнований не как участников массового многоцелевого молодежного форума, а как спортсменов, добившихся исключительно спортивного успеха.
Казалось бы, от победителей и призеров Юношеских Олимпийских игр 2010 г. можно было бы ожидать и успеха на Олимпийских играх в Лондоне, когда значительная часть спортсменов приблизилась или уже находилась в оптимальной для демонстрации наивысших результатов в возрастной зоне. Однако в подавляющем большинстве случаев этого не произошло.
В этом отношении показательно отношение к Юношеским Олимпийским играм в США, специалисты которых в последние годы хорошо осознали опасность нарушения закономерностей многолетней подготовки, обусловленной напряженной целенаправленной подготовкой в подростковом и юношеском возрасте. Они воспринимали участие в этих Играх как праздник молодежи, а не как спортивное событие с общекомандным зачетом. В итоговой таблице команда США оказалась на тринадцатой позиции с 21 медалью далеко позади спортсменов России.). Даже в плавании, виде спорта, в котором американские спортсмены уже давно не имеют конкурентов в общекомандной борьбе ни на Играх Олимпиад, ни в чемпионатах мира, они ограничились тремя медалями и десятым местом, в то время как, например, пловцы Украины с тремя золотыми, одной серебряной и одной бронзовой медалями были четвертыми в итоговом списке участников. Прошло два года и на Играх Олимпиады в Лондоне пловцы США завоевали 31 медаль (16 золотых), а из пловцов Украины никто не смог пробиться ни в один из финалов.
Аналогичную политику в отношении Юношеских Олимпийских игр заняли и специалисты Великобритании, которые сконцентрировали свое внимание на планомерной подготовке к Олимпийским играм 2012г. В результате юношеская сборная команда оказалась на семнадцатом месте (9 медалей, 3 золотые), далеко позади спортсменов Украины, занявших четвертое место (33 медали, 9 золотых). В Лондоне ситуация оказалась прямо противоположной: спортсмены Великобритании по сравнению с украинскими атлетами завоевали почти в пять раз больше золотых медалей (29 и 6) и более чем в три раза — наград разного достоинства (65 и 20). Хорошо известно, что одними из лидеров в зимних видах спорта на протяжении последних двух десятилетий являются спорт- смены Норвегии и США. Однако на зимних Юношеских Олимпийских играх 2012 г. они
заняли скромные девятое и десятое места, уступив спортсменам Китая, России, Японии, т. е. олимпийцам тех стран, команды которых на Играх 2010 г. в Ванкувере были далеко позади. Напомним, что в Норвегии уже на протяжении многих лет функционирует система развития спорта высших достижений, обеспечивающая профилактику форсирования подготовки на ранних этапах многолетнего совершенствования.
Выводы. 1. Многолетняя подготовка своей структурой и содержанием каждого из этапов должна строиться на основе закономерностей и принципов становления высшего спортивного мастерства, позволяющих в полной мере реализовать природные задатки спортсменов и обеспечить достижение ими наивысших спортивных результатов в оптимальной для их демонстрации возрастной зоне, характерной для конкретного вида спорта.
2. Эксплуатация талантливых юных спортсменов, проявляющаяся в форсировании
их подготовки, ориентации на спортивные достижения и успехи в соревнованиях в подростковом и юношеском возрасте, приводит к подготовке чемпионов и рекордсменов, однако неизбежно связана с нарушением закономерностей и принципов, лежащих в основе рациональной многолетней подготовки. У готовящихся таким образом юных атлетов преждевременно расходуется адаптационный ресурс, часто отмечаются явления перенапряжения и перетренировки, они перестают прогрессировать и уступают сверстникам, нередко имеющим меньшие задатки, однако не допустившим форсированной подготовки.
3. Участие в соревнованиях возрастных групп, Юношеских Олимпийских игр должно естественно вливаться в тренировочный процесс. Эти соревнования должны являться лишь одним из многих средств многолетней подготовки к достижению наивысших результатов на основе максимально полной реализации природных задатков в возрасте, позволяющем в полной мере проявлять способности к достижению вершин спортивного мастерства.
Авторы: Владимир Платонов, Ирина Большакова.